Верстка различных видов сложного текста имеет свои существенные особенности. Поговорим о самых основных правилах.

Основные правила верстки:

· Стихотворение внутри прозаического текста заверстывается как дополнительный текст, т.е. кегель уменьшается на 1-2 пункта. Отбивка от текста в пределах строки основного текста;

· При переходе стихотворения на другую полосу, на полосе не может оставаться (либо перенестись) менее двух строк от строфы;

· Оформление стихотворения по центральной оси полосы набора, втяжка определяется по средней строке;

· Переносы в стихах не допускаются, при необходимости переносят целые слова, не оставляя в конце строки предлогов и союзов. Перенесенная часть строки выключаются в правый край формата или со втяжкой одинаковой для всего издания;

· При разделении строф стихотворного текста втяжками дополнительного пробела между строфами не ставится;

· Пробелы между словами равняются полукегельной, они должны быть одинаковы во всем стихотворении;

· Отбивка под заголовком должна быть и менее, чем отбивка между строфами.

Строфа – это несколько сгруппированных автором по смыслу строк стихотворения, чаще всего в строфе 4 строки. Деления на строфы показывается отбивками, реже – различными втяжками. Втяжки должны быть не менее кегельной. Отбивка между строфами рекомендуется делать равной строке основного текста, и можно увеличить и уменьшить.

Графически членение стихотворного текста на ритмические единицы выражается в том, что каждая стихотворная строка набирается отдельной строкой. В этом первая особенность оформления стихов.

Когда возникло стихосложение и стали записываться стихотворные тексты, довольно скоро оформилась традиция начинать каждую стихотворную строку с заглавной буквы. В последнее время, однако, традиция стала нарушаться: появились поэты, начинающие строку с большой буквы только в том случае, если начало строки служит и началом предложения. Это, безусловно, помогает читателю - особенно при чтении незнакомых стихов (да ещё не на родном языке).

Разумеется, читатель и при традиционном оформлении стихотворения быстро разберётся в ситуации, но всё же... Из крупных поэтов указанного новшества придерживается, например, Евгений Евтушенко. Ещё раньше стал так оформлять свои тексты Владимир Маяковский (для него это было естественно, поскольку он писал "лесенкой”, отдельные строчки у него состояли всего из одного слова и начинать их с большой буквы просто нелепо).

Ритмическая организация стихов может быть основана на различных принципах. Так, классическое русское стихосложение основано на силлабо-тоническом принципе: стихотворная строка делится на стопы - группы слогов, один из которых является ударным.

В зависимости от количества слогов в стопе и от последовательности ударных и безударных слогов различают стопы нескольких видов, например, ямб, хорей, дактиль и другие. Стихотворное произведение может быть написано как равно стопными, то есть с одинаковым количеством стоп во всех строках, так и не равно стопными стихами. Различным может быть и строение стоп в строках.

Для облегчения ритмичного чтения важно, чтобы читатель мог сразу заметить перемену ритма, связанную с изменением количества или строения стоп в строке. Отсюда вторая особенность оформления стихов: наличие строк с различными по величине отступами (втяжками) от левого края набора.[2]

Также оттиски стихов на страницах книги не прямоугольны, так как строки не одинаковы по длине, и могут начинаться с различными отступами.

Необходимо упорядочить их расположение. С этой целью при симметричной композиции надо расположить стихи на книжной полосе так, чтобы ее левая и правая половины казались глазу равномерно насыщенными текстом для читателя (см. приложение 1)

В стихах нежелательны переносы, так как они нарушают ритм чтения, и это учитывается при выборе формата. Но все же отдельные особенно длинные строки приходится переносить. Чтобы переносы возможно меньше мешали плавному чтению, стихотворную строку не делят на полуслове, а переносят целые слова. Кроме того, переносимую часть строки помещают ближе к правому краю набора, а не начинают ее от левого края, как в обычном прозаическом тексте.

Поскольку строки стихов обычно бывают короче полной ширины формата полосы, стихи располагают на полосе с отступом от левого края. Однако этот отступ рассчитывают не строго арифметически, а так, чтобы получить требуемое зрительное впечатление (см. приложение 2)

Заголовок
Заголовки, звездочки над стихами выключается на середину формата полосы по ширине. Заголовки, звездочки и цифры между строфами должны быть отбиты сверху Большие стихотворения, поэмы могут делиться на части заголовками же немного больше, чем снизу. Применяется иногда и левая выключка (в этом случае эти заголовки будут со втяжкой).

Типичное расположение стихотворных строк
Оно определяется самим автором, ведь он в первую очередь знает замысел всего стихотворного произведения. Стихотворения могут начинаться от одной воображаемой вертикальной линии, двух, трех (см. приложение 3)
В некоторых стихах рифмованная стихотворная строка размещается в двух-трех и более типографских строках уступами или же каждая вправо от общей левой вертикальной линии (так называемое флаговое расположение). Возможны стихи с комбинированным расположением строк (см. приложение 4)

Для облегчения ритмичного чтения важно, чтобы читатель мог сразу заметить перемену ритма, связанную с изменением количества или строения стоп в строке. Отсюда вторая особенность оформления стихов: наличие строк с различными по величине отступами (втяжками) от левого края набора.
Кажется естественным, что с отступом слева должны начинаться строки с меньшим числом стоп - они короче. Во многих случаях такое расположение строк действительно помогает читателю уловить ритмический строй стихов и к тому же позволяет зрительно уравновесить текст на левой и правой частях книжной полосы. Но бывает и так, что некоторые особенности стихотворного строя лучше выявляются, если с отступом расположены строки с большим числом стоп; таким способом, например, может быть подчеркнуто окончание строфы и полустрофы.

Если в середине стиха встречается начало прямой речи, его переносят в новую строку, набирая ее от правого края предшествующей.

Если прямая речь кончается на середине стиха, то продолжение также может быть перенесено в следующую строку (см. Приложение 5)
Если прямая речь, диалог составляет одну стихотворную строку, то вторую часть диалога в середине стихотворной строки либо начинают с новой типографской строки, либо помещают в той же строке, что и первая часть диалога. Определяет расположение автор В любом случае между частями диалога ставят тире (см. Приложение 6)
*Дополнительно
В XVIII—XIX вв. для разделения строф (в равностопных стихах) было принято начинать первую строку каждой строфы с абзацного отступа. При переизданиях произведений поэтов того времени часто повторяют этот прием. Мы считаем это неправильным, так как отступ в стихах служит сигналом перемены ритма. Отметим, что в рукописях поэтов той поры, например: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, строфы обычно начинаются без абзацного отступа.

Оформление стихотворного текста

• флаговое построение. Все строки и части строк располагаются от одной вертикали независимо от их длинны,

• смешанное построение, где встречаются и флаговый и ступенчатый варианты.

Разбивка на строфы

Устанавливается автором и может быть различной:

а) В виде пробела между строфами;

б) Смещением строф по вертикали — влево или вправо;

в) Отделением строф цифрами (римскими или арабскими), звездочками
(для лучшего закрепления данных правил смотреть приложение 7).
Можно выделить три основных варианта построения классических стихов:

• равностопные. Строки одинаковой длины и начинаются

от одной вертикали.

• разностопные с ритмичным чередованием длинных и коротких строк. Группа строк с одинаковым числом стоп имеет

Свою вертикаль начала чтения. Отступ и новая вертикаль подчеркивают изменение ритма.

• разностопные с неритмичным чередованием длинных и коротких строк.

Ударение

Давно подмечено, что в стихотворениях иногда используются неправильные ударения в отдельных словах, и это никого особенно не волнует: все понимают, что это диктуется жёсткостью стихотворной конструкции. Ограничусь всего одним примером - из Н.А.Некрасова:

Я посетил твоё кладбИще,

подруга трудных, трудных дней,

и образ твой светлей и чище

рисуется душе моей.

В прозе такое ударение режет слух, а в стихотворении - не коробит.

Расположение прямой речи

Расположение прямой речи — диалога в кавычках, составляющего одну стихотворную строку.

В этом случае вторую часть диалога в середине стихотворной строки либо начинают с новой типографской строки, либо помещают в той же строке, что и первая часть диалога. Определяет расположение автор. В любом случае между частями диалога ставят тире. Например:

«Стучат!» —

«Эй, кто там?»

Николас Гильен. Вал

«А есть у вас друзья?» — «Помилуй бог!

Они меня покамест не тревожат!

Ну вот, я рассказал вам все, что мог.

Теперь и вы расскажете, быть может?»

«Увы, исполнен горестных тревог

Рассказ мой долгий! Боль мне сердце гложет!»

(Байрон. Дон Жуан)

 

Как видно из последнего примера, между двумя частями диалога в стихотворном тексте, если предшествующая и последующая составляют полную стихотворную строку, тире не ставят.

Расположение прямой речи, начинающейся или кончающейся на середине строки

Прямая речь

Начало прямой речи в середине стиха переносят часто в новую строку, набирая ее от правого края предшествующей. Например:

И пел, и снова замолкал.

Он говорил:

«Дитя мое.

Останься здесь со мной...»

(М. Ю. Лермонтов. Мцыри)

Конец прямой речи в середине стиха требует переноса продолжения этого стиха в следующую строку и набора уступом. Например:

«К моей любви, к моей святыне

Не пролагай преступный след.

Кто звал тебя?»

Ему в ответ

Злой дух коварно усмехнулся...

(М. Ю. Лермонтов. Демон)

Нумерация стихов

• Применяется при публикации стихотворных произведений большого объема, когда в конце книги помещены комментарии и примечания ко многим местам текста.
• Номером отмечается, как правило, каждый пятый стих (5, 10, 15 и т.д.).
• При одноколонном наборе цифры номеров без точек ставят обычно с левой стороны и отбивают от строки на полукегельную шрифта основного набора. При двухколонном наборе номера располагают слева от левой колонки и справа от правой.

• Для нумерации используют цифры самого мелкого кегля.

Нумерация строф

• В стихотворных произведениях, разбитых на строфы, предпочтительно нумеровать строфы (если они не нумерованы автором) таким же образом, как стихи.

Дата, автор, переводчик

• Фамилию автора, помещенную под стихотворением, обычно располагают под последней строкой, выравнивают по правому краю.
• Если под стихотворением надо поместить фамилии автора и переводчика, то фамилию автора обычно ставят справа, а фамилию переводчика — слева.
• Дату и место написания обычно располагают под последней строкой, выравнивают по левому краю. Эта строка предшествует строке с фамилиями автора и переводчика.

Большое значение при верстке стихов имеет вопрос о переносе части стихотворения на следующую страницу.

Недопустимо отделять переносом одну строку (первую или последнюю) от строфы.

Чтобы избежать этого, можно несколько увеличить или уменьшить пробелы между строфами, сохраняя их равномерность в пределах книжного разворота. Желательно, чтобы на книжной полосе умещалось целое число строф, но добиться этого трудно и далеко не всегда удается(см. приложение 8)

Если стихи помещаются вподверстку (то есть каждое стихотворение отделяется от предыдущего лишь пробелом, а не начинается с новой полосы), то при значительной разнице в средней длине строк для каждого стихотворения назначается свой отступ. При незначительной же разнице лучше, во избежание пестроты, дать одинаковый отступ для всех помещенных на полосе стихотворений. Рассчитывает отступы обычно технический редактор (см. Приложение 9)

Если каждое стихотворение начинается с новой полосы, то обычно выдерживают одинаковый спуск для всех произведений, то есть все они начинаются на одном расстоянии от ее верха. Этот способ широко применяется в зарубежных изданиях. Он экономичен и позволяет избежать переноса стихотворения на следующую страницу. Особенно целесообразно такое расположение стихов в книге небольшого формата. (см. Приложение 10)

Возможно и другое композиционное решение — для каждой пары стихотворений, расположенных на одном развороте, назначается свой спуск.

Встречаются и такие издания, где особый спуск устанавливается для каждого стихотворения (см. приложение 11)[3]

 

Глава 5. Аудитория

Говоря о каких-либо книгах нельзя и высказать свою некоторую точку зрению по поводу читательской аудитории, ведь от неё тоже зависит оформление и подборка текста.

Ребёнку куда легче воспринимать и приятнее будет читать то или иное стихотворение, если оно будет, во-первых, достаточно большого шрифта для чтения, будет, во-вторых, иметь на заднем плане довольно яркие и забавные иллюстрации к стихотворному произведению, чтобы завлечь и помочь запомнить стихотворение лучше, и, в-третьих, не будет содержать сложных или пока неясных ребёнку либо слов, либо, если углубляться, смысла. Не покажется ли вам самим странным явлением, если в книжке на ряду с "Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу" окажется элегия Жуковского "Море", которые, к слову говоря, изучается и вовсе в 8 классе?

Или представьте себе лицо родителя, когда он услышит от своего ребёнка вопрос: "Что такое чело?", с учётом того, что он ещё только пошёл в первый класс.

Что касаемо уже взрослых читателей, то я считаю, что здесь всё очевидно: рамки в плане оформления упрощены, шрифт может быть меньше 16 пунктов, а книжка не иметь так таковых иллюстраций вообще, если вдруг это только не подарочное издание, а потому оформление стихотворного произведение зависит только теперь от замысла самого автора и ряда других правил по корректуре и редактированию данного текста, но это не значит, что на книжках для взрослых отдыхают.

 

 

Заключение

Под стихотворными произведениями имеются ввиду не только стихотворения, но и баллады, элегии, поэмы, романы в стихах и многое другое, корректирование, редактирование и оформление которых так или иначе во многом схожи между собой, хотя и имеют также важных нюансов, а потому заверстаны стихотворные произведения по-разному. На некоторых страницах Букваря с небольшой втяжкой к правому полю..
Взять то же произведения «Евгений Онегин» и стихотворения Маяковского, где в первом случае идёт выключка только по центру, а во втором – строчки спускаются «лесенкой». Но также бывают и стихотворения, которые тоже верстаются выключкой по центру, как стихотворения Бунина. Всё зависит от желания автора, учитываемое при любом раскладе.

Каждая стихотворная строка набирается отдельной строкой. Отсутствуют строки с различными по величине отступами (втяжками) от левого края набора.

Все строки стихотворного произведения равностопны и состоят из стоп одинакового строения, так что начало их располагают от одной вертикали. Переносы в стихотворных произведениях отсутствуют.

Такое оформление ритмизованных текстов в издании для детей младшего школьного возраста, считается наиболее лучшим, ведь так читателю данного возраста будет намного легче понять смысл произведения.

В общем, все стихотворные произведения отвечают редакционно-издательским правилам оформления.

Таким образом я попыталась объяснить, почему корректура и редактирование стихотворных произведений так же важна и востребована, как и остальных текстов.

 

 


Список литературы

 

1. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. «Редактирование.». -М.: Изд-во МГУП, 1999. 256 с.
2. Воронцова К.В., Митрофанова Е.Ю. Издательский процесс. - Самара: Фортуна, 2016 .
3. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К Справочник издателя и автора. Редакционно издательское оформление издания. -Москва 1999. 1084 с
4. Никулин И.А. «Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе». - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 236 с. 123 ил.

5.Ольга С.Особенности редактирования и вычитки текстов стихотворных произведений [https://ru.essays.club/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-19033.html] (дата посещения 20.03.2020)
6. Базанова А.Е Литературное редактирование: программа курса для журналистов. [https://litredactor.wordpress.com/category/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8/] (дата посещения 20.03.2020)

7. Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию – Москва 2010.

[http://yanko.lib.ru/books/language/ru/%CD%E0%EA%EE%F0%FF%EA%EE%E2%E0%20%CA.%CC.%20-%20%D1%EF%F0%E0%E2%EE%F7%ED%E8%EA%20%EF%EE%20%EB%E8%F2%E5%F0%E0%F2%F3%F0%ED%EE%EC%F3%20%F0%E5%E4%E0%EA%F2%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%FE%20%E4%EB%FF%20%F0%E0%E1%EE%F2%ED%E8%EA%EE%E2%20%F1%F0%E5%E4%F1%F2%E2%20%EC%E0%F1%F1%EE%E2%EE%E9%20%E8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%E8%20-%202010.pdf] (дата посещения 20.03.2020)
8. Корректура и редактура текстов.
[http://russian-science.info/publication/izdanie-knig-malymi-tirazhami/korrektura-i-redaktura-tekstov] (дата посещения 20.03.2020)
9. Нино. С. О редактировании стихов.
[https://stihi.pro/5017-o-redaktirovanii-stihov.html]

10. Оформление текста стихотворного произведения.
[http://pravkaslov.ru/editor/rules-drafting-technical-design/80-oformlenie-teksta-stihotvornogo-proizvedeniya.html]

 

 



Приложения

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

Приложение 7

 

 

 

Приложение 8

 

 

 

Приложение 9

 

 

 

Приложение 10

 

 

 

Приложение 11

 

 


[1] Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. «Редактирование.». -М.: Изд-во МГУП, 1999. 256 с.

[2] Никулин И.А. «Верстка, дизайн и допечатная подготовка в полиграфическом процессе». - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 236 с. 123 ил.

[3] Мильчин А.Э., Чельцова Л.К Справочник издателя и автора. Редакционно издательское оформление издания. -Москва 1999. 1084 с